Страничка школьного логопеда    

                                      Терпение и творчество, упорство и победа –

                                      Вот главные этапы в работе логопеда! 

Здесь Вы можете познакомиться с  задачами логопедической работы, а также получить  советы и рекомендации специалиста.

Учитель-логопед МБОУ «Школа №154» - Сидорова Татьяна Викторовна

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

 Цель работы:

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ путем специального коррекционно-логопедического обучения и воспитания у детей с ограниченными возможностями   здоровья.

Задачи:    

·    коррекция нарушений в развитии устной и  письменной  речи школьников.  

·       развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.  

·       формирование учебных умений,   коммуникативных возможностей  учащихся.

·       разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, учащихся.

ССистема логопедической работы:

  • Коррекционно – развивающая работа с учащимися;
  • Организационно - аналитическая  работа;
  • Методическая работа;
  • Консультативная- просветительская работа с учителями и родителями;
  • Повышение профессиональной  квалификации (самообразование).

Логопедическая служба существует в МБОУ «Школа №154» с 2010 года.  Коррекционной логопедической помощью охвачены учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения речевого развития. При этом с 2015 -2016 учебного года в рамках дополнительных образовательных услуг такую помощь могут получить и дети, обучающиеся в обычных классах.

Для выявления детей, имеющих сложности в речевом развитии, в школе в начале сентября с 1 по 15 сентября  проводится комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1-х классов.  По результатам обследования комплектуются группы учащихся, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи. С 16 сентября по 15 мая дети посещают групповые   с периодичностью 1-2  раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции. В конце учебного года

с 15 по 30 мая проводится итоговое логопедическое обследование.
Коррекционная логопедическая работа строится таким образом, чтобы каждый ребенок был задействован как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Логопедическая группа комплектуется из 3 - 5 человек, имеющих однородные нарушения речи. В процессе работы предусмотрены индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут, групповых – 45 минут.
Занятия проводятся в свободное от уроков время в специальном кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивных и интересных занятий.

  В работе учитель-логопед использует следующие формы работы: современные психолого-педагогические и нейропсихологические методики диагностики и коррекции различных речевых нарушений; методы, приемы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, а также развитие высших психических функций ребенка и коррекцию имеющихся дефектов в психологически комфортных условиях.

 Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:

O   повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям;

O   обучить сотрудничеству и новым формам общения между ребёнком и логопедом;

O   сформировать осознанную оценку ребёнком своих достижений;

O   поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий.


Среди населения бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки, А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с
 логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

O  Накапливание и совершенствование словаря;

O  Развитие  речевого слуха;

O  Коррекция звукопроизношения;

O  Развитие артикуляционной моторики (дикции);

O  Развитие грамматического строя речи (правильности);

O  Обучение навыкам словообразования и словоизменения;

O  Развитие связной речи.

О необходимости своевременной логопедической помощи

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую  играет речь в развитии человека.

Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и находятся  под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

 Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция чтения и письма.

В настоящее время 42 % младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. В основном у учащихся начальных классов преобладают нарушения звукопроизношения и речевое недоразвитие различной степени выражен-ности. В последнем случае дети имеют бедный словарь, не владеют способами словоизменения и словообразования, у них слабо развита связная речь. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями как правило страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Другими словами, работа логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

 


Особенности работы школьного логопеда

            Работа школьного логопеда существенно отличается от работы  логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный  логопед  занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Какие это ошибки?
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, т.е. ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.


Графические ошибки:

·         ученик заменяет одни буквы на другие – б на д, Е на З, У на Ч, Х на Ж, р на п, п на т, и на у, ш на щ и др. Например, (шляпа – сляпа), (гусь – кусь);

·         пропускает буквы  (зонтик – зотик), (стол – стл);

  • вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);
  • переставляет буквы  (корни – конри), (свет – всет);не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);
  • слитно пишет слова и произвольно делит их (дети играли – детииграли), (утюг – у тюг);
  • не определяет границы предложения, т.е. не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;
  • аграмматизмы на письме– (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в падеже.
    Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед:
  • Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
  • Читает по буквам, медленно по слогам;
  • Не соблюдает логическое ударение;
  • Нет чёткой дикции при чтении;
  • Не может понять и передать содержание прочитанного текста.  

    Каковы причины возникновения этих ошибок?
  • Наследственность.
  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования
  • Двуязычие в семье.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «Еле языком ворочает», называют «мямлями». Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).
  • Неразвитый речевой (фонематический слух) слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по тв.- мягк. : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.
  • Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).

·       Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.


          Школьный логопед занимается не только развитием устной речи, но и работает над предупреждением и исправлением ошибок письменной речи. Логопедические ошибки могут быть у детей, как с неправильным, так и с правильным произношением всех звуком, т.е. у детей, которые никогда не обращались к логопеду.

В 1 классе логопедические ошибки встречаются у всех детей и чаще всего носят возрастной характер и к концу года исчезают. Но если они сохраняются во 2кл. и часто повторяются, то в этом случае необходима логопедическая помощь. Поэтому с учениками 2-х, 3-х, и 4 классов мы работаем не только над устной, но и над письменной речью.
В основе возникновения стойких и повторяющихся логопедических ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины:

  • несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.


                     Советы родителям

 

 

 

Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

·          Не ругать ребенка за неправильную речь;

·         Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;

·         Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;

·         Осуществлять позитивный настрой на занятия со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач. 

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

В графике  логопеда выделено время для индивидуальных консультаций, на которых Вы можете получить информацию о динамике речевого развития Вашего ребенка, если он зачислен в логопедическую группу, или задать вопросы об особенностях речевого развития детей любого возраста, о возможных причинах речевых нарушений и способах их преодоления и предупреждения.

Индивидуальные консультации  логопеда: по  понедельникам с 15.30. до 16.30 
 
Родители могут обратиться к логопеду за консультацией независимо от того, посещает ребенок логопедические занятия или нет.


Современная реальность требует, чтобы в школе были такие специалисты как психолог, социальный педагог, логопед. В МБОУ «Школа № 154» все эти специалисты имеются. Приходите и убедитесь сами. Здесь вам всегда рады!